Иностранный за рубежом. Проживание в семье носителей языка

Лучше всего изучение иностранного языка проходит в «языковой среде». Так ли хорошо во время обучения проживать в семье носителей языка?

Иностранный за рубежом. Проживание в семье носителей языка

Изучение иностранных языков за рубежом – давно уже не экзотика.
Летом (да и не только летом) толпы учащейся молодежи пересекают границы государств, чтобы лучше изучить иностранный язык.
Среди множества вопросов, которые необходимо решить при поездке в другую страну – где проживать.
Можно жить в гостинице, можно в студенческом общежитии, хостеле, в летних лагерях, а можно – в семье носителей языка. Именно о проживании в семье носителей языка и будет наш сегодняшний разговор.

Такие разные, и все-таки вместе

О плюсах и минусах проживания в семье мы поговорим не только со специалистами - преподавателями курсов, а также с теми, кто отправлял своих детей учиться за рубеж и может поделиться личным опытом и наблюдениями.

Расскажите об интересных школах и образовательных программах по изучению языков? Что лучше проживание в семье носителей языка, резиденции или общежитие?

На вопрос отвечает куратор образовательных проектов за рубежом и методист по немецкому языку, Галина Мерзлякова «Международный центр обучения при колледже МИД России»: «Традиционно в июле слушатели курсов «Международного центра обучения» и студенты колледжа МИД РФ выезжают на летнюю речевую практику в языковых школах Европы. Нашими основными направлениями являются Германия и Великобритания.
Каковы цели этих проектов?
Всем известно, что, изучая иностранный язык, мы в первую очередь должны говорить на нем, а не читать и переводить со словарем. Повысить свой приобретенный уровень, снять речевой барьер помогают занятия с преподавателями – носителями языка. Это позволяет в дальнейшем очень быстро интегрироваться в мировое сообщество, изучить культуру, обычаи, традиции, быт народов, населяющих данные страны.
Наши проекты не только языковые, но и страноведческие. Мы знакомимся с географией, достопримечательностями, архитектурой, а вместе с тем и с историей посещаемых стран, с национальной кухней, биографией великих людей.
Ежедневное общение с обычными горожанами, погружение в языковую среду помогают понять менталитет изнутри. Мы учимся корректному поведению в ситуациях повседневного общения.
Как ориентироваться в городе? Как спросить дорогу? Где и как купить билет на автобус? Как сделать заказ в кафе? Как оформить в магазине квитанцию «tax free»? Как поменять валюту? Каковы часы работы магазинов, банков, аптек, ресторанов, бассейнов?
На все эти и многие другие вопросы участники наших проектов находят ответы во время поездок, так как постоянно разговаривают с местным населением, сверстниками, со служащими отелей и общаются с принимающими семьями, в которых они проживают.
По окончании курса обучения участники получают Международные сертификаты, которые в дальнейшем могут быть востребованы при трудоустройстве в иностранные страны или при поступлении в иностранные университеты.
На сегодняшний день мы провели образовательные проекты в Германии, Австрии, Швейцарии, Англии, Шотландии, Ирландии. Также мы с экскурсиями посетили приграничные страны Еврозоны: Голландию, Бельгию, Люксембург, Лихтенштейн, Францию, Чехию.
Разрабатываются данные проекты нашими партнерами – «Международным центром образовательного туризма по Европе». Мы благодарим эту компанию за составление интересных программ, четкую организацию предварительного этапа поездки, оформление документов, согласование сроков и учет наших пожеланий. Такие образовательные поездки помогают нашим студентам расширить словарный запас и кругозор, снять языковой барьер, чувствовать себя уверенно при общении с представителями другой нации, познакомиться с достопримечательностями страны, прочувствовать и понять культуру и менталитет посещаемых стран, на практике изучить особенности быта и применить уже полученные знания.»

Александр Чичин, декан факультета экономических и социальных наук РАНХиГС, преподаватель испанского языка: «Отправимся в испанскую Валенсию и сравним школу Дон Кихоте (Don Quijote:www.donquijote.org) и школу Эспаньоле (Españolé International House: www.espanole.es). Они почти не различаются по уровню обучения, но различаются по принципу размещения слушателей.
Don Quijote, которая находится у берега моря, делает ставку на резиденцию. Резиденция - это скромная, но комфортабельная гостиницы; номера на два человека; есть ванная комната, кондиционер; слушатель может приобрести и полный пансион, и полупансион (завтрак-обед или завтрак-ужин). Дополнительная «фишка» Дон Кихоте в том, что школа и резиденция находятся в одном и том же здании – это преимущество оказывается решающим для немалого числа учеников, так что место на лето здесь надо бронировать еще в марте-апреле.
В школе Españolé, которая находится в центре Валенсии, основная часть слушателей проживает в семьях. В одной семье живут два студента, они из разных стран; у каждого есть своя комната, ключ от дома; еду готовят хозяева. Как правило, эти семьи прошли тщательный отбор и дорожат возможностью принимать гостей. (В случае любого недовольства студенту немедленно поменяют семью). В семье всё внимание гостю: его кормят всеми испанскими вкусностями (знаменитой паэльей по-валенсийски, морепродуктами, клубникой и т.д.), а приятные беседы на самые разные темы длятся часами. Многие студенты, по возвращении, с восторгом рассказывают о своих новых испанских друзьях, благодаря которым они узнали Испанию, наговорились по-испански, узнали много полезных слов, идиом, пословиц от самих носителей языка. Резиденция этого дать не может. Там приехавшего неизменно поджидает одна и та же «засада»: он будет жить в номере с каким-либо иностранцем который, как сразу выяснится, говорит по-испански намного хуже, чем по-английски, так что, скажем честно, между собой они будут говорить по-английски. А на испанском они будут говорить только на занятиях, где преподаватель должен уделять внимание еще 6-8 ученикам. Когда учебный курс заканчивается и пора возвращаться, большинство ребят понимает, что, хотя занятия были отличными, реальной практики, живого общения с испанцами им не хватило. И тогда многие сожалеют: «Надо было жить в семье».

Совсем иное мнение у Дмитрия Овсянникова – директора компании «ИПОТЕК. РУ»: «Старшего сына я отправлял учиться за рубеж, когда ему было 12 лет. В группе отъезжающих он был самым младшим. В школе у него было два иностранных языка: английский и итальянский. Я хотел, чтобы он поехал в Италию изучать итальянский, но долгие поиски школ и языковых курсов привели меня к печальному выводу: для детей его возраста курсов итальянского найти не удалось. Зато неоднократно натыкался на курсы по изучению английского. Только представьте: курсов английского в Италии больше, чем курсов итальянского!
Потратив пару месяцев на безрезультатные поиски, я понял, что надо переключаться на курсы английского. Выбор курсов был огромен, практически в любой стране. Можно было выбрать Мальту, Кипр, но выбор решили остановить на Великобритании и выбирать курсы с проживанием в семье носителей языка. И это – была ошибка: все-таки, нужно учитывать возраст учащегося».

Какие формы проживания существуют?

Степанов Максим, кандидат филологических наук, доцент управления международного сотрудничества Российский государственный социальный университет РГСУ: «В основном предлагается две формы проживания: либо в семье местных жителей, либо в студенческом общежитии. Причем общежитие может быть как в собственности университета или языковой школы, так и быть самостоятельной компанией. Гипотетически еще допускается вариант, при котором сам обучающийся ищет себе жилье или живет у знакомых.»

Александр Чичин: «Летние языковые школы за рубежом давно перестали быть экзотикой. За границу выезжают не только студенты, но и те, кто учит язык «для себя». Их ждут в Великобритании, Испании, Франции, Италии, Германии, где добротных языковых школ множество. «Отъезжающему» остается определиться только с двумя вопросами: в какую конкретную школу поехать? и где лучше жить эти 2-4 недели?
В каждой европейской стране есть 4-6 школ примерно одинакового - достаточно высокого – уровня. А вот вариантов проживания только два: резиденция или семья. Оба варианта, по-своему, хорошие.»
Какие плюсы и минусы изучения иностранного языка в «языковой среде», с проживанием в семье носителей языка?

Степанов Максим: «Основной плюс, конечно, это именно погружение в «языковую среду», что способствует развитию языковых навыков, помогает быстрее запоминать определенные слова и грамматические конструкции. Обучающийся узнает лучше бытовую культуру страны изучаемого языка.
Минусов при этом гораздо больше. Самый главный касается развития языковых навыков. Дело в том, что в бытовой среде лексика довольно однообразная, бытовые ситуации одинаковы : «во сколько придешь?», «что будешь есть?», «хорошо ли жить в России?». Нужно обратить внимание и на то, что существует всегда какой-то пул семей, из года в год селящих у себя иностранцев. Отношение у них к приезжающим к ним очень профессиональное, т.е. без каких-то личных привязанностей, и вряд ли можно ожидать каких-то сложных диалогов и рассуждений между учащимися и хозяевами. В случае с проживанием в семье ожидания всегда превышают то, что можно получить от этого в реальности.
Мне кажется, гораздо лучше селиться в студенческом общежитии, при этом в таком, где живут и местные, и иностранцы. И тем для общения, и тем для интересов, и просто многогранного общения там будет больше. Результат: больший прогресс в языке и расширение кругозора.»

Шукурова Сурия, преподаватель-методист по английскому языку Международного центра обучения при колледже МИД России: «Уже несколько лет я вывожу студентов в Великобританию на летние языковые программы.
Школы, с которыми мы сотрудничаем предлагают разные варианты размещения—кампус с номерами на 2 – 8 человек, проживающие в семье или самостоятельное размещение в гостинице – это, конечно же, для взрослых слушателей.
Я всегда советую выбрать проживание в принимающей семье. Самый большой плюс в этом – возможность полного погружения в язык, ведь вам придется общаться только на английском. Конечно, есть и определенные опасения – прежде всего бытовые. Для многих это – питание, понятно у всех разные предпочтения, а иногда это и реальные ограничения из-за пищевой аллергии. В первый же день вас спросят, что вы любите и не любите, обязательно спросят о том, что вам готовить нельзя. Даже если у вас совсем низкий уровень языка, бояться того, что вас не поймут, не стоит: в опроснике есть картинки. Что касается быта, я всегда говорю своим студентам, что мы едем в гости и нам нужно уважать этот дом и их хозяина, это действительно помогает.
Мой главный совет, тем кто выбирает для себя программу – понять, что вы хотите, какая ваша главная цель и конечно же воспользоваться услугами организации с хорошей репутацией.»

Дмитрий Овсянников: «За 2 - 3 недели язык не выучишь. Печально, но это так. Конечно, если учащийся уже хорошо говорит на иностранном языке, то проживание в семье носителей языка может дать возможность попрактиковаться. Но если учащийся знает язык слабо, если у него «начальный уровень» - выбирать проживание в семье не стоит. К сожалению, это я понял лишь тогда, когда мой сын уже вернулся из поездки. Для принимающей стороны размещение иностранцев - это бизнес. В доме одновременно может жить несколько учащихся из разных стран. Например, когда мой сын был в Великобритании, то в доме, где он жил, проживало 6 человек гостей из разных стран. У принимающей стороны были собственные дети. За всеми нужно было убрать, постирать, всем нужно было приготовить поесть. Глава семейства с собственной супругой были как загнанные лошади. О языковой практике в семье, в такой ситуации, говорить не приходится.
По возвращении ребенка я сделал для себя вывод: - Проживание в семье носителей языка подойдет для тех, кто знает язык на хорошем уровне. Если уровень знаний языка начальный – лучше выбрать проживание в языковом лагере».

Итак, мы выяснили, что существуют различные формы проживания учащихся языковых курсов: проживание в семье стоит выбирать тем, кто уже знает иностранный язык на хорошем уровне. Также выяснили, что для принимающей стороны, прием гостей – это бизнес и не стоит возлагать большие надежды на улучшение языковых навыков, если у Вас – начальный уровень знания языка. Проживание в семье носителей языка подойдет для учащихся 14 – 16-летнего возраста и старше. Для детей 12-летнего возраста и более младших, лучше выбирать иные формы проживания. Отправляться в поездку стоит, пользуясь услугами организации с хорошей репутацией. 

Автор: Екатерина Лахметкина

фотография: Balazs Toth

TEXT.RU - 100.00%

02 июня 2015 г.

Этот текст не разрешается перепечатывать

Рейтинг: 0 Всего голосов: 0

Ссылки на статью    Вставить в блог    Обсудить на форуме

Заполнить заявку на кредит

перейти в форум

Курсы валют

Курсы ЦБ РФ на 21.08.2019
ВалютыКурс
Доллар / рубль66.7840
Евро / рубль73.9766
Доллар / евро0.9028

Фотографии с форума